Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
1 Марта 2017

Репортаж с конкурса знатоков русского языка

«Мой царь! Мой раб! Родной язык!», или Репортаж с конкурса знатоков русского языка

Некоторые полагают вслед за Кэрроллом, что только Англия – страна традиций. Но мои одноклассники назовут вам много традиций нашей гимназии, одна из которых – беречь богатство русской речи. Сегодня 21 февраля – День родного языка! В его честь третий год подряд, благодаря сетевому сообществу «Не говори шершавым языком», мы участвуем в межрегиональной игре знатоков русского языка «Что? Где? Когда?». 

Как водится, сражаются давние соперники и друзья – ученики теперь уже 7 «А» и 8 «Г» классов. Названия тоже стали традиционными: команда 7 «А» - «Лингвинята», а команда 8 «Г» - «Буквоеды». Так получается, что восьмиклассники побеждали дважды. Налицо конфликт интересов: «Лингвинята» жаждут реванша, а «Буквоеды» и не думают упускать пальму первенства. Каждую из сторон приветствуют и поддерживают болельщики-одноклассники. Чтобы поединок проходил честно и достойно, назначены секунданты: Куликова Полина от 7 «А» и Пастухова Дарья от 8 «Г». 
Лингвистическая игра – один из самых незабываемых моментов школьной жизни, поэтому сегодня её увлекательные эпизоды фотографируют Видонова Настя из 7 «А» и Мирошник Саша из 8 «Г», а семиклассник Федотов Кирилл снимает видеофильм.
Итак, начинается состязание! Ведущая, учитель русского языка и литературы Ларюшкина Лариса Евгеньевна, представляет зрителям игроков. Под оглушительные аплодисменты встают «Буквоеды» Амалия Васильченко, Денис Лашманов, Элина Лодыгина, Анастасия Михеева, Елизавета Свечникова и Анастасия Клюева. Ребята тепло приветствуют и «Лингвинят» Анну Баталову, Матвея Кочеткова, Викторию Скурыгину, Евгения Чайцына, Ксению Чебан, Арину Шаблову.
Для розыгрыша права первого хода за игровой стол садятся капитаны Денис Лашманов и Аня Баталова. Денису выпадает шанс крутить барабан, и стрелка останавливается на цифре 5. Лариса Евгеньевна показывает командам вопрос: как измерить расстояние в нотах. Минута проходит в напряжённом ожидании. Ни один из капитанов не даёт ответа. «Буквоед» Элина Лодыгина предлагает помощь и называет, увы, неверное слово «долями». Зал разочарованно вздыхает, услышав, как близок был верный ответ «ми-ля-ми».
Волчок крутится снова и указывает на 3 вопрос. Задание достаточно трудное! В трёх рядах слов нужно найти по одному лишнему. Чтобы все было честно, Денис и Аня встают за закрытыми друг от друга досками и пишут свои ответы. В итоге в обоих записях допущены неточности. Ведущая просит других членов команд исправить ошибки. Лиза Свечникова из «Буквоедов» отвечает правильно, называя эпитет, рассуждение и композицию! Молодец, Лиза! Благодаря тебе восьмиклассники наконец-то приступают к игре.
Участникам выпадает вопрос под номером 4. Команда доверяет ответ капитану. Тот верно называет омографы ирИс – Ирис из стихотворения и приносит команде первое очко. Но будет ли ребятам везти до конца? Кто из сильных одержит победу? 
Счет 1:0. «Буквоеды» ведут, и им выпадает вопрос №8: «чем их больше, тем вес меньше». Задание с подвохом… Команда решает дать шанс ответить Анастасии Клюевой. После долгих раздумий она произносит: «Ноги». Неверно! 
На место «Буквоедов» садятся «Лингвинята». Они довольны тем, что им выдался шанс получить баллы за правильные ответы. Но улыбнётся ли им фортуна?
Команде 7 «А» класса зачитывается вопрос № 6 о количестве звуков в словах «сшить» и «лётчик». Для капитана Ани Баталовой камнем преткновения оказывается слово сшить, где оказался незамеченным долгий согласный. Правильный ответ на вопрос даёт член команды соперников Амалия Васильченко. Расстроенные ребята встают из-за стола. В игре снова «Буквоеды».
Стрелка указывает на цифру 7. И опять после короткого совещания на него верно отвечает Амалия. Умница! Действительно, именно глаголы не употребляются с предлогами. 
Команде достаётся следующий – 9 вопрос – решающий. Его цена 4 балла. Если «Буквоеды» ответят на него правильно, то становятся победителями игры. Команда решает, что загадки этимологии будет объяснять Лиза Свечникова. Все замерли в ожидании… Знаток объясняет залу, что современные слова «очки», «чёлка», «напёрсток», «наизусть» восходят к устаревшим «очи (глаза)», «чело (лоб)», «перст» (палец)» и «уста (губы)»! Она понимает всю важность момента. Лариса Евгеньевна торжественно сообщает с о победе «Буквоедов»!!! Все участники команды радостно кричат и поздравляют друг друга. Молодцы, ребята! «Лингвинята», безусловно, расстроены, но чествуют достойных соперников-победителей. Зал взрывается от аплодисментов.
Казалось бы, игра окончена победой «Буквоедов», но осталось еще много заданий. Болельщики и ведущая разрешают «Лингвинятам» ещё раз попытать счастья в борьбе теперь уже не с соперниками, а с интересными вопросами и их авторами. Страх семиклассников отступил, и они верно решают лингвистические задачи. Чайцын Евгений находит по описанию в вопросе № 1 букву «Г», Кочетков Матвей без подготовки лихо расправляется с вопросом № 5 о букве «Р», той, что в «Белоруссии на 5-м месте, а в России на 1-м». Баталова Аня безошибочно «чинит» «сломанные» пословицы – вопрос на 5 баллов. Где же он прятался раньше? 
Итак, «Лингвинята» уступили «Буквоедам», но выиграли у учителей-авторов вопросов. 
Болельщики тоже хотят игры – очень быстро отвечают команды, не давая залу шансов проявить эрудицию. И последний, 2-й вопрос, для болельщиков. Сравнительно легко определены степени родства свёкра, тёщи, золовки. Труднее пришлось с деверем. А вот свояка не угадал никто. Этот вопрос единодушно признан самым сложным и самым интересным.
Вот и закончилась игра «Что? Где? Когда?». Мы надеемся, что встретиться на лингвистическом ринге в следующем году. Может быть, «Лингвинята» возьмут заветный реванш?      А мне остаётся поблагодарить всех участников, ведущую и организаторов игры и ещё раз поздравить любителей русского слова с Днём родного языка.

Чуцкова Софья, ученица 8 «Г» класса